Стоит провести немного времени с определяющими кредитно-денежную политику официальными лицами, и самым привычным словом для вас станет слово «нормализация». Не столь официальные лица, наоборот, полагают, что сейчас не время затягивать пояса, что кредиты должны быть дешёвыми и процентные ставки низкими. Несмотря на это, люди в чёрных костюмах с нетерпением ждут возвращения к своей привычной работе по урезанию всего и везде.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Затянувшаяся депрессия
Но что, если тот мир, в котором мы на протяжении последних пяти лет живём, теперь стал новым «нормальным» состоянием? Что если условия депрессии останутся с нами надолго, на десятилетия?
Раньше такие рассуждения были уделом экономистов-радикалов, теперь же подобные мысли начинают распространяться в массовом сознании. Мысль о «долгосрочной стагнации», постоянном состоянии, которое станет для экономики новой нормой, с редкими эпизодами полной занятости населения, недавно была высказана в самом что ни на есть официальном месте – на ежегодной исследовательской конференции МВФ её озвучил Лоуренс Саммерс.
И если он прав - всё, что на протяжении ряда лет говорили уважаемые экономисты, было ошибкой. Саммерс начал с замечания, которое выглядит очевидным, но часто не замечалось: финансовый кризис, начавшийся Великой Рецессией, давно завершён. По большинству методов оценок он окончился примерно 4 года назад. Несмотря на это, экономика остаётся в состоянии депрессии.
Далее он высказал связанную с первой мысль: до начала кризиса в США был раздут огромный долговой пузырь и пузырь на рынке жилья. Несмотря на то, что они увеличивали уровни расходов, экономика в целом была довольно вялой. Рынок труда был в нормальном, но не отличном состоянии, и уровень роста был слишком низкий для начала инфляции.
Саммерс выводит из этого мораль: для экономики США нормальным состоянием является небольшая депрессия, которая разгоняется только при полной занятости населения, подстёгиваемой надуваемыми финансовыми пузырями.
Можно добавить к этому кое-что ещё. Достаточно посмотреть на соотношение долга домохозяйств к доходам. В период с 1960 по 1985 соотношение было стабильным, но с 1985 по 2007 год росло быстрыми темпами. Однако даже с уходящими в пучину долгов домохозяйствами показатели экономики были в лучшем случае средними, и спрос никогда не превышал предложение. Глядя вперёд, нетрудно понять, что назад в эпоху вечно растущего долга дороги нет. Это означает меньший потребительский спрос, а без спроса как вернуться к полной занятости?
Свидетельства говорят, что экономика США стала экономикой с нормальным состоянием в виде небольшой депрессии, в которой краткие эпизоды процветания случаются лишь за счёт пузырей и неконтролируемого кредитования.
Почему так произошло?
Одним из ответов является замедление темпов роста численности населения. Рост населения создаёт спрос на новые дома, новые офисные здания, и так далее; при замедлении роста падает и спрос. Число работающего населения США росло в 60-е и 70-е годы, в том числе за счёт вовлечения женщин в трудовые ряды. Теперь всё это в прошлом. Даже на пике жилищного пузыря домов строилось намного меньше, чем в 70-х годах.
Другим важным фактором может быть постоянный торговый дефицит, который возник в 80-е годы и с тех пор никуда не уходил.
Почему всё это важно?
Потому что банкиры должны перестать разглагольствовать о «стратегиях выхода». Низкие ставки кредитов наверняка останутся таковыми надолго. Это означает, что можно забыть все страшные истории о бюджетном долге, которые говорят, «может сейчас это и не проблема, но вот вырастут процентные ставки…».
Говоря в целом, раз экономика имеет склонность к депрессии, придётся жить по законам депрессивной экономики, когда достоинства и недостатки встают с ног на голову, когда попытки затянуть пояса только ухудшают положение.
Многим людям подобные речи не приходятся по вкусу. Они считают, что это не соответствует представлениям о справедливости и морали. Экономика должна якобы быть наукой трудных решений (естественно, от которых страдает кто-то другой).
Но кризис не окончен до тех пор, пока он не окончен, и такова сейчас экономическая реальность. Правила жизни при депрессии пришли всерьёз и надолго.