Абэномика мертва: вдохнуть жизнь в японскую экономику не вышло. Японское правительство сделало все возможное для восстановления государственной экономики, но, несмотря на все предпринятые усилия, она практически не подает признаков жизни. Ситуация только усугубляется, а в ходе последней недели уходящего года дополнительный удар нанесли известия о новых, негативных статистических данных.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Статистика по Японии
В соответствии с вышедшей статистикой уровень безработицы вырос с 3,1 до 3,3 процента, что стало наиболее значительным расширением с начала 2015 года. Более того, отрицательную динамику показали траты домохозяйств.
Становится очевидным, что положение сегодняшнего дня в действительности намного плачевнее, чем раньше. Еще немного статданных: розничные продажи в стране восходящего солнца упали на 1 процент, хотя в прогнозах говорилось о показателе 0,6 процента. Если забыть о последствиях до и после увеличения налога с продаж в 2014 году, то этот результат — рекордный со времен знаменитого цунами в 2011 году.
Приблизительно аналогичным образом обстоят дела и в промышленном секторе. Так, в ноябре объемы производства сократились впервые за три месяца, что свидетельствует об отставке восстановления третьей по величине экономики мира как минимум до начала 2016 года. Власти Японии надеются на положительный экономический сдвиг и ускорение инфляции до целевого уровня в 2 процента за счет расширения производства в ближайшие месяцы, но негативная статистика ставит под вопрос осуществимость этих надежд.
Кроме того, ранее в прогнозах говорилось об уверенном росте показателя ВВП, теперь же ожидается только его умеренный подъем в четвертом квартале. Если же в текущем квартале экономика сократится, хотя такое развитие и маловероятно, то это станет серьезным сигналом больших проблем.
Абэномика не оправдала надежд
Напомним, абэномика — это неологизм, применяющийся в разговоре об экономической политике, проводимой премьер-министром Японии Синдзо Абэ с 2012 года. Происхождение термина связано с фамилией высокопоставленного лица.
В результате все усилия оказались напрасными, цель так и не была достигнута. Траты домохозяйств рухнули, объемы промпроизводства уменьшились, годовая розничная торговля упала, а продажи сократились.
Вероятно, ориентиры Банка Японии прежде всего направлены на фондовый рынок. Конечно, его накачка делается специально, но необходимо не забывать, что рынок — один из важнейших источников роста социального неравенства. Практика показывает, что часто запускаемая QE склонна провоцировать расслоение общества, которое сейчас и процветает в Японии.