Китайская экономика настойчиво развивается, и этот прогресс вызывает интерес к китайским инвестициям. Россия заинтересована в привлечении китайских инвесторов и готова наращивать сотрудничество между двумя странами. Еще совсем недавно сложно было назвать достаточное количество крупных проектов в России, реализация которых происходила бы за китайские деньги. Но теперь ожидается, что в скором времени ситуация изменится.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Так, например, в ближайшее время планируется открытие Санкт-Петербургом инвестиционных площадок в Китае. Правда, цель скорее регионального масштаба, так как площадки будут информировать китайских инвесторов лишь об инвестиционных возможностях, которые появятся при вложении денежных средств в Санкт-Петербург.
Намного более заметным проектом можно назвать строительство метро в Москве, которое будет происходить за счет китайских инвесторов.
Крым: планы меняются, инвестиции остаются
Интересно, что в конце 2013 года, еще до политического кризиса на Украине, планировалось, что Китай вложит инвестиции в размере $13 млрд в строительство нового современного порта в Крыму. Предполагалось, что порт будет использован при переправке грузов из Китая в Европу и из Европы в Китай. Но на настоящий момент Китай отказался от этого проекта.
Сейчас Крым находится в ожидании инвестиций прежде всего от российской стороны. Предположительно, их размер может составить $5 млрд. В частности, Россия готова инвестировать средства в строительство Керченского моста и современной автомобильной дороги, которая стала бы связующим звеном между Керчью, Симферополем и Севастополем. Впрочем, есть сообщения, что крупная китайская компания готова инвестировать в Керченский мост.
Сегодня инвестиции в Крым действительно очень привлекательны для российских инвесторов. Так, российский бизнес может получить налоговые льготы, инвестируя деньги в Крым и Севастополь.
Холод и снег — магнит для инвестиций
Есть и другой полюс на географической карте, который интересует инвесторов. В последнее время о нем было много разговоров — речь идет об Арктике. Макрорегион обладает богатейшими природными ресурсами, полезными ископаемыми. Впечатляют некоторые цифры: 80% российского газа уже сейчас добывается именно в Арктике. Там же происходит добыча более 90% никеля и кобальта. Именно в Арктике проходит Северный морской путь, являющийся важнейшей транспортной линией между Европой и Азией.
На 2014 год были намечены практически грандиозные планы по развитию Арктической зоны РФ, в рамках которых предполагалось инвестировать более 623 млрд рублей. России нужны средства для инвестирования в строительство центральной кольцевой автодороги и модернизации Транссибирской железной дороги. Источниками инвестиций правительство видит Резервный Фонд (около 2,9 млрд рублей), а также Российский фонд прямых инвестиций ($11 млрд). Конечно, ожидаются и инвестиции от крупных бизнес-корпораций.
Арктика вызывает интерес у многих стран. И к этим странам бесспорно относится Китай. Он видит в Арктической зоне серьезное экономическое подспорье для национальной экономики. И Россию этот факт, безусловно, беспокоит, так как именно с Арктикой связаны ожидания России по части развития добывающей отрасли. Иными словами, инвестирования от Пекина Россия не ждет, так как не желает находить в лице Пекина конкурента в Арктическом регионе.
Куда будет инвестировать Китай
Таким образом, скорее всего, ни Крым, ни Арктика не являются теми инструментами, которые будут привлекать инвесторов Китая. В первом случае, это не интересно китайским представителям, во втором — российским. Однако это еще ничего не говорит об инвестировании китайских средств в другие российские проекты.
Сейчас сотрудничество между Россией и Китаем набирает обороты, теперь именно китайское направление приоритетно для нашей страны. В частности, планируется укрепить военно-техническое сотрудничество с КНР и привлечь китайские инвестиции в этом вопросе, а также привлечь инвесторов Китая в инфраструктурное строительство России, в особенности в строительство высокоскоростных железных дорог.