Азиатские рынки сейчас находятся под пристальным вниманием трейдеров и инвесторов всего мира. Выясним основные причины этому и проанализируем изменения в экономике крупнейших азиатских стран - КНР и Японии.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Народный банк Китая резко укрепил юань — курс валюты возвращается к нормальному уровню, и тенденция обещает сохраниться, если не изменятся обстоятельства. Немногим ранее МВФ официально признал юань международной резервной валютой.
Решение о принятии китайского юаня в список международных резервных валют вступит в силу с 1 октября 2016 года. При этом подчеркивается, что оценка валютных резервов КНР измененной не окажется, потому что активы НБК в национальной валюте — не резервы иностранной валюты и не берутся в расчет в профильной отчетности МВФ.
В результате в общей корзине, где уже находятся доллар США, единая европейская валюта, японская иена и фунт стерлингов, китайскому юаню будет отведено почти 11 процентов, и он таким образом займет третье место после американской и европейской валют.
Трейдеры отказываются от юаня
Вместе с тем, трейдеры все больше теряют интерес к юаню, который как валюта международных сделок становится все менее привлекательным, ведь правительство республики не торопится отпускать национальную валюту в свободное плавание.
Банк Standard Chartered рассчитывает индекс популярности юаня за пределами Китая с 2010 года, и в 2015 году этот показатель упал на 0,2 процента. Снижение по итогам года было первым, но в январе 2016 года уже был показан небольшой рост.
Некоторые эксперты считают, что спрос на расчеты в юанях будет только падать, если помнить о волатильности этой валюты, непрозрачности действий и планов правительства. Как показывают данные системы SWIFT, китайская национальная валюта применяется менее чем в 3 процентах международных платежей. Для сравнения — доллар используется в 45 процентах.
Тем временем Центробанк РФ официально включил юань в перечень валют, которыми можно пополнять банковские счета. Причиной расширения списка валют, которыми можно пополнять банковский капитал, названо создание комфортных условий для китайских инвесторов, желающих инвестировать в юанях.
Напомним, в первую неделю 2016 года Центробанк КНР ослабил позиции национальной валюты к доллару более чем на 1,5 процента. Так, было совершено максимальное изменение стоимости китайского юаня с августа 2015 года. Девальвация вела за собой состояние глобальных фондовых рынков и спровоцировала сокращение ведущих фондовых индексов республики на 5-6 процентов.
Япония волнует рынок
Тем временем, промышленные заказы Японии показали значительный рост — в помесячном выражении они подскочили сразу на 15 процентов. Это максимальный взлет за последние 13 лет, а также он вдвое превысил самые смелые ожидания экспертов.
Вполне вероятно, что полученная статистика — результат изменения способа расчета данных, что стало популярно у многих статагентств мира. Так делали в Китае, Америке, Австралии. Возможно, теперь этот список пополнила и Япония, но известно об этом, по-видимому, станет позже.
Однако, новые данные не могут не волновать, ведь в среднем предполагался рост объемов промышленных заказов на 1,9 процента. Если сделать перерасчет на годовые темпы, то показатель увеличился на 8,4 процента, хотя ожидалось сокращение на 3,8 процента.
Зачем же Страна Восходящего Солнца предприняла меры, влияющие на полученные данные? Распространено мнение, что подобные игры не что иное как фальсификация статистики.
Японское правительство стремится убедить всех, что экономика восстанавливается и более не нуждается в некачественной, нелогичной денежно-кредитной политике. Ранее первые лица страны заверяли, что отрицательные ставки нужны, помогут, результативны. Но так ли это — эксперты имеют на этот счет другое мнение.
Возвращаясь к резкому подъему промзаказов в стране, можно уверенно заявить, что политика ЦБ все же работает. Перезапуск японской экономики уже почти произошел.
Между тем, не исключено, что отрицательные процентные ставки скоро доберутся до США — хорошего в таком развитии событий специалисты пока не видят.
Аналитики предполагают, что отрицательные процентные ставки спровоцируют в Америке кризис, и этот кризис окажется хуже, чем в 1987, 2000, 2008 гг. Он скажется на всем — от портфелей инвесторов до банковских счетов.
Уже сейчас облигации на сумму 7 триллионов американских долларов имеют отрицательную доходность — инвесторы дают деньги властям, а обратно получают меньше. Еще пример: действия Федрезерва станут причиной гиперинфляции, и когда инвестор получит свои деньги обратно, их стоимость уже будет совершенно не той, что на момент вложения.
Отрицательные ставки негативно скажутся, вне зависимости от того, с какой точки зрения рассматривать их влияние. Положительных сторон не называет, пожалуй, ни один источник.
Банк международных расчетов говорит о приближающемся шторме в мировой экономике. Рост неустойчив, и отрицательные процентные ставки могут стать реальностью для многих государств — мировые Центробанки ищут возможности для поддержки реального роста.