Международный валютный фонд — ведущий мировой финансовый институт, имеющий статус специализированного финансового учреждения ООН. И к его ключевым целям деятельности относится поддержка развития международной торговли и сотрудничества в сфере валютного регулирования. Также он способствует стабилизации финансового состояния стран, нуждающихся в денежной помощи, которая позволила бы им пополнить свои международные резервы, стабилизировать курс национальной валюты, производить оплаты импорта, восстановить условия для активного экономического роста. Одно из главных условий предоставления финансовой помощи для вышеназванных целей — это принятие правительством получающей кредит страны мер по исправлению первоначальных проблем. В отличие от банков развития МВФ не выдает кредиты на конкретные проекты.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Кто может рассчитывать?
Государство-член может запросить помощь в виде кредита у МВФ в том случае, если оно столкнулось с фактической или потенциальной финансовой проблемой, например, в связи с погашением внешнего долга, невозможностью финансировать платежный баланс и т.п. Предоставленные деньги дают возможность стабилизировать финансовую ситуацию и предполагают проведение реформ и принятие мер по восстановлению условий для дальнейшего экономического роста.
Механизм кредитования
Предоставление кредита зависит от трех ключевых факторов:
- потребности государства в ресурсах для выравнивания платежного баланса;
- квоты страны (кредит может превышать ее только при исключительных обстоятельствах);
- выполнение определенных Фондом требований.
Тот или иной применяемый инструмент кредитования может предполагать различные меры экономической политики и действия, на осуществление которых страна соглашается ради урегулирования проблемы.
Какие инструменты кредитования могут быть использованы? Например, государство с низким уровнем дохода может рассчитывать на кредит по льготным процентным ставкам, в том числе на механизм «стэнд-бай» (СКФ) и механизм ускоренного кредитования (РКФ). Также есть и нельготные кредиты, предоставляемые чаще всего через договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА), а также гибкую кредитную линию (ГКЛ), механизм расширенного кредитования и превентивную линию для предоставления ликвидности (ЛПЛ). Есть инструмент и для ускоренного финансирования, используемый в случае экстренной необходимости финансовой поддержки государства-члена.
Используемая МВФ система кредитования включает в себя четыре формы:
- непосредственное кредитование
Имеет прямую связь с квотой каждого государства и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной частей; - поэтапное кредитование
Эта система применяется в случае более серьезных и продолжительных затруднений с платежным балансом страны-заемщика; - льготное кредитование
Финансирование осуществляется на льготных условиях для развивающихся стран, а также в условиях постоянного кризиса платежного баланса самым бедным странам. Срок кредита может составлять 10 лет, а процентная ставка — 0,5% годовых. Включает в себя фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки; - специальное кредитование
В частности, предназначен для стран, осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике и включает в себя фонд поддержки структурных преобразований.
МВФ предоставляет кредиты сроком от 3 до 5 лет, и процентная ставка нельготных кредитов соотносится с рыночным показателем; чаще всего он чуть ниже рыночной процентной ставки. Кредит выплачивается Фондом траншами с интервалом от одного до трех лет — интервал выдерживается с целью контроля за использованием предоставленных средств.
Механизм кредитования выглядит следующим образом: МВФ продает необходимую валюту за национальную валюту страны. Денежные средства переводятся в ЦБ страны-заемщика и используются для формирования валютных резервов.
Кредит от МВФ — гарантия успеха?
Может ли инструмент, используемый для улучшения финансового положения страны, оказаться инструментом, тянущим экономику государства и ее национальную валюту вниз? Или же кредит от Фонда — залог процветания государства-члена?
Увы, риски не исключены. В большей степени они актуальны в связи со следующей схемой: МВФ закупает национальную валюту и предоставляет взамен СПЗ в соответствии с оговоренным курсом, что предполагает выравнивание курса нацвалюты страны в силу сжатия объема национальной денежной единицы. Однако за то время, пока страна пользуется кредитом, а ее национальная валюта хранится в Фонде, печатаются новые банкноты национальной валюты. Когда наступает момент погашения кредита, объем национальной денежной массы становится настолько большим, что курс валюты опять имеет все шансы на движение вниз.
Государство-член МВФ развивается благодаря кредиту, но развитие осуществляется в том случае, если страна справляется с обязательствами, ее ВВП растет (желательно на уровне не менее 5 процентов роста). Но ВВП может и не расти, а оставаться на прежнем уровне, или даже падать. Если государство имеет внешний долг, при котором берется кредит МВФ, но ВВП страны продолжает снижаться, то баланс между долгом и ВВП становится еще более негативным, в связи с чем возможность государства обслуживать кредит оказывается под большим вопросом. При возвращении национальных денег страна окажется в еще худшем положении, если она не сможет укрепить свою экономику.
Можно отметить еще некоторые негативные последствия предоставления кредита. В частности, МВФ считает, что заемщик должен быть как можно более активным участником на рынке мирового товарооборота и выставляет требования для увеличения внешнеторгового сальдо страны. Последствием таких требований может стать уменьшение товарооборота внутри страны, что в свою очередь означает переориентацию экономики и сворачивание социальных программ. Государство становится очень зависимым от МВФ.
Примеры подтверждают
Можно привести ряд примеров с разными итогами оказания денежной помощи Фондом. Знаменитый кредит МВФ Греции с самого начала вызывал шквал негодования местного населения. С течением времени стало ясно, что предоставленная помощь действительно не смогла помочь этой стране — стратегия «затягивания поясов» оказалась неэффективной. В 2013 году МВФ признал, что выдвинутые условия были излишне жесткие и навредили экономике государства: неверный просчет последствий сокращения госрасходов в условиях уже начавшегося спада, ошибочное представление о шансах возвращения страны на долговой рынок и неготовность греческого правительства выполнять условия программы и действовать в их рамках привели к печальному результату.
Правда, Белоруссия не оценивает опыт сотрудничества с МВФ столь же негативно, а в 2015 году даже рассчитывает на получение нового транша финансовой помощи от Фонда. В частности, в 2009-2010 годах республика реализовала программу МВФ stand by, поддержанную кредитом на 3,5 миллиардов долларов. Тогда эксперты положительно оценивали влияние помощи Фонда на положение государства, отмечая, что кредит спасает Беларусь от социальных потрясений. Сейчас же ВВП страны ускоряется (вместо 1,0% в 2013 г. - 1,6% в 2014 г.), ожидается ускорение на 0,2-0,5% в 2015 году, и, таким образом, условия для обслуживания кредита есть.
Украина станет следующим примером выдачи кредита Фондом. Какой характер в итоге приобретет финансовая помощь МВФ для этой страны - покажет время, но это будет зависеть в первую очередь от ВВП, а также от действий правительства и Нацбанка.