Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова направила в Федеральную антимонопольную службу запрос о проверке соответствия законности услуг сотовых операторов по выдаче микрозаймов. Запрос обусловлен проблемой безопасности личных данных абонента сотового оператора.
Это полезно знать (финансовый ликбез)
Напомним, что в марте 2023 года оператор «МегаФон» внёс в пользовательское соглашение пункт о том, что абонент соглашается на получение информации о микрокредитах, но самих абонентов об этом не предупредил. Доказательство этому – многочисленные обращения граждан, на которые ссылается Яна Лантратова.
К сожалению, полностью текст депутатского запроса посмотреть нельзя – на персональной странице депутата на сайте нижней палаты Парламента пока отсутствует раздел с её запросами. Вкратце: г-жа Лантратова считает, что инициатива сотовых операторов опасна. Если мобильным гаджетом абонента завладеет кто-то другой (при краже или потере), то он легко сможет оформить микрокредит на ничего не подозревающего владельца гаджета.
Главная претензия депутата в том, что мобильные операторы рискнули взять на себя несвойственные им функции МФО без должных мер по обеспечению безопасности пользовательских данных. С депутатом согласен и Владимир Зыков – директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров. Согласен он и с обеспокоенностью по поводу безопасности данных: по словам Зыкова, сотовые компании могут предлагать оформление микрокредитов строго в МФО или через обязательную видео- и фотоидентификацию.
Важно отметить, что «на территорию» МФО вышли не только операторы мобильной связи, но и банки. Микрозаймы до зарплаты уже выдают «Сбер», «Хоум Кредит», ВТБ, «Альфа-Банк». Это рассчитано как на тех, кто не может получить «обычный» кредит, так и на конкуренцию за клиентов МФО.
Однако говорить о каком-то переломе в битве за клиентуру некорректно. И вот почему. Микрокредитные подразделения банков – это, в первую очередь, именно подразделения. Это всего лишь одно из направлений работы банка. Если его убрать, то останется ещё много направлений. Тогда как микрофинансовые организации специализируются исключительно в сфере микрозаймов. Следовательно, для выживания на рынке они прилагают гораздо больше усилий.
Другой важный момент в том, что направлены банковские предложения по микрокредитам больше на держателей их карт, а не на широкую аудиторию. Ещё не следует забывать и о разнице в подходах к скорингу у банков и МФО. У микрокредитных организаций, в отличие от банков, он традиционно менее строгий. И говорить о том, что банки вскоре займут микрофинансовый рынок, точно не стоит.